Иркутск, Байкальская ул., 234В/2

Как заставить молчуна говорить?


фото

Запуск и развитие речи, конечно, самая запрашиваемая тема для обсуждения.

Рекомендации поведенческого аналитика:

Речь развивается исключительно благодаря мотивации! Ищите то, от чего ребенок в восторге (игрушки, щекотка, вкусняшки или какие-то совершенно неожиданные вещи) и исключительно с позитивным настроем работайте над развитием спонтанных вокализаций и имитации.

Не стоит обесценивать прогресс ребенка! Если есть задержка речи, мы не требуем от ребенка, чтоб он сразу произносил слова. Сначала мы подкрепляем абсолютно любые звуки, которые издает ребенок и радуемся, если он даже просто сказал нам что-то непонятное, потом подкрепляем все более и более сложные реакции, которые доступны ребенку: конкретные звуки, слоги, потом уже слова из 2-х слогов, 3-х, и где-то там дальше предложения.

Не нужно зацикливаться лишь на том, чтобы ребенок уже наконец-то нам что-то сказал. Параллельно развивайте сотрудничество и коммуникацию (вводите пекс или жесты: любой ребенок, даже неговорящий, должен уметь выражать свои потребности: учите делать это социально приемлемым образам, иначе будет нежелательное поведение, тяжелое нежелательное поведение: истерики, агрессия, самоагрессия). Никто не может дать вам прогноз, сколько именно будет развиваться умение говорить, а ребенок растет, его потребности растут, он должен уметь доносить их до других людей!

Маршрут, по которому двигался наш ученик Илья, прежде, чем научился повторять слова:

1. Научился спокойно сидеть напротив педагога и внимательно смотреть на него

2. Научился повторять действия с предметами за взрослым (если учитель стучит палочкой по барабану, Илья находит палочку на столе и повторяет действие среди барабана, маракаса и гармошки)

3. Научился повторять действия большой моторики (если учитель хлопает, Илья повторяет действие)

4. Научился повторять действия мелкой моторики (если учитель соединяет указательные пальцы, Илья повторяет)

5. Научился повторять действия артикуляции (если учитель показывает язык, Илья повторяет)

6. К артикуляции подключились звуки (Илья повторяет за учителем легкие звуки из одного слога)

7. Повторение слов из 2-3 слогов

Из-за того, что путь к вербальному поведению был разбит на этапы, Илья учился с удовольствием и без стресса. У него хорошо получалось, его хвалили и за его старания он получал любимые поощрения.

Что сейчас важно? Сохранять мотивацию ребенка повторять, постепенно усложнять реакции, вводить навык наименования и учить ребенка просить то, что он хочет.

     

14.10.2023 | АВА-истории |