Иркутск, Байкальская ул., 234В/2

Альтернативная коммуникация


КартинкаОдним из ключевых нарушений при расстройстве аутистического спектра является нарушение коммуникации. Коммуникация в обычном представлении – это общение с помощью речи, слов. Однако для невербальных детей, по различным причинам испытывающих сложности с использованием речи, можно и нужно использовать альтернативные системы коммуникации.

Альтернативная коммуникация – это различные дополнительные способы коммуникации, помимо речи, позволяющие развить навык коммуникации в целом, а также развить у ребенка способность выражать свои желания и мысли.

В настоящее время существуют различные системы альтернативной коммуникации. Чтобы определить, какая именно система подходит конкретному ребенку, следует оценить ряд определенных навыков.

Наиболее распространенными системами альтернативной коммуникации являются:Картинка

  • CИСТЕМА ЖЕСТОВ
  • Система жестов основывается на присвоении каждому слову (предмету, действию или описанию) определенного жеста. Изучение программы жестового языка лучше начать с жестов, обозначающих основные потребности, например: кушать, пить, пользоваться туалетом. В этом случае человек будет мотивирован использовать жесты, чтобы выразить свои желания . Форму жеста для конкретного предмета или действия можно выбрать понятную для ребенка, например, похожую по форму на нужный предмет.

  • СИСТЕМА КОММУНИКАЦИИ PECS
  • КартинкаСистема коммуникации PECS («Picture exchange communication system») позволяет ребенку общаться при помощи карточек с изображением предметов/действий. В книге авторов этой системы Л.Фрост и Э.Бонди представлены подробные инструкции по применению системы общения при помощи обмена карточками. Описание каждого из 6 этапов обучения целенаправленному общению включает обоснование, шаги обучения, ответы на часто задаваемые вопросы, полезные советы и образцы таблиц для сбора данных . Так, этапы обучения системе PECS включают различные ситуации: от обучения тому, КАК осуществлять общение, до комментирования окружающей среды.

  • СИМВОЛЬНАЯ СИСТЕМА
  • Символьная система предполагает использование символов или картинок для коммуникации. Вариантом использования символьной системы также являются различные приложения на электронных устройствах, такие как LetMeTalk, JABtalk, «Аутизм: Общение», «Говори Молча», "Говорящие карточки" и другие. Ребенок указывает или нажимает на определенный символ/картинку, когда хочет что-то попросить или прокомментировать.

Вопреки распространенному мнению, альтернативная коммуникация не только не препятствует появлению вокальной речи у ребенка, а, напротив, может способствовать её развитию. На видео ниже наши ученики - Саша и Игорь, которые начинали развивать свои навыки функциональной коммуникации с помощью системы PECS. Они оба совсем не пользовались речью до того, как начали заниматься по системе PECS, и свои первые слова произнесли именно в процессе использования карточек.

Источники информации:

1. Может ли язык жестов применяться при аутизме?

2. "Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): руководство для педагогов" / Лори Фрост и Энди Бонди. – М.: Теревинф, 2011. – 416 с.

3. Как начать использовать устройство для коммуникации с ребенком.


Читайте также: