Иркутск, Байкальская ул., 234В/2

Обучение специалистов


фото

В этом учебном году в Иркутске и Иркутском районе в 3 общеобразовательных школах заработали ресурсные классы для детей с аутизмом. Наполняемость одного класса до 8 учеников. Каждому прописан тьютор, индивидуальная программа обучения и поддержка педагога, изучившего основы Прикладного анализа поведения (ПАП). Все ресурсные классы находятся под курацией и супервизией опытных специалистов ПАП.

Несмотря на то, что это уже большой шаг в развитии инклюзивного образования, запрос от родительского сообщества на новые ресурсные классы в несколько раз больше, чем могут позволить себе школы Приангарья.

Причин, по которым сейчас невозможно открыть больше ресурсных классов, несколько. Это и дефицит педагогических кадров в регионе, и большая наполняемость классов, не хватка финансирования школ. А также особая ответственность, которую не каждый директор и учитель на себя возьмёт, ведь работать с трудным поведением учеников с аутизмом в пед. ВУЗах и колледжах не учат.

Получается, чтобы открыть ресурсный класс, нужно сначала подготовить кадры: найти супервизора и куратора, учителя готового пройти дополнительное обучение по ПАП, и тьюторов. Последних тоже нужно обучить ПАП. Это процесс долгий и финансово затратный. Он полностью ложится на плечи родителей детей с аутизмом.

Руководитель АПЦ "РАСсвет" Екатерина Родыгина рассказала об обучении тьюторов для ресурсного класса школы посёлка Луговой Иркутского района.

- Мы искали тьюторов в течение 3 месяцев, с того момента, как стало известно, что ресурсному классу в этой школе быть. И сейчас ещё продолжаем искать... Не каждый справляется с работой из-за особенностей поведения учеников с РАС.

Наш центр по собственной инициативе, безвозмездно организовал стажировку для тьюторов: учили, делились опытом, наработками, практиковались в группах с детьми. Уже на этом этапе кто-то не выдерживал и уходил.

Есть родители, согласные стать тьюторами, но они не подходят на роль тьютора непосредственно своему ребёнку, так как он должен научиться взаимодействовать с другими взрослыми, педагогами. Если у ребёнка установлен руководящий контроль только с мамой, он не сможет выйти в инклюзию и встроиться в социум.

Есть и ещё одна причина, по которой родитель не должен быть тьютором своего ребенка: как бы мама или папа не старались, они не смогут скрывать свои эмоции, тем самым будут подкреплять нежелательное поведение ребёнка, вместо того, чтобы его убрать.

Куратор ресурсного класса школы посёлка Луговой Вероника Артамонова поделилась, чему обучает тьюторов вне уроков.

- Кроме семинаров и тренингов "РАСсвета" и других обучающих программ, куратор также регулярно проводит обучение для тьюторов класса.

Введение жетонов, дискретные пробы, азы альтернативной системы коммуникации PECS (формирование просьб и наименований с помощью карточек для невербальных детей и детей с затрудненным пониманием обращенной речи), работа над навыком поведения слушателя у ребёнка с РАС... Вот основной, но не полный список того, что необходимо знать тьютору для работы в ресурсном классе.

Благодарим организаторов и партнёров проекта "Эстафета компетенции НКО": Фонд"Выход", Ассоциация "Аутизм-Регионы". Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

03.11.2021 | |