Иркутск, Байкальская ул., 234В/2

Развитие моторики у детей с аутизмом


фото

Развитие крупной и мелкой моторики полезно всем без исключения детям, и нейротипичным, и нейроотличным. Активное движение способствует развитию речи, координации и позволяет снизить эмоциональное напряжение. Взрослому человеку порой достаточно отлежаться на диване с книжкой или перед монитором в выходные дни, чтобы снять стресс рабочих будней. А ребенку, напротив, нужен активный отдых: прыжки, прогулки, лазанье по всевозможным поверхностям (даже вертикальным), игры с песком, крупами или грязью во дворе. У детей с аутизмом есть свои особенности в освоении моторных стереотипных действий, иначе говоря, им бывает сложно повторить движения за взрослым или сверстником, будь то черчение карандашом по точкам или игра в мяч. Занятия с применением методов АВА-терапии включают множество упражнений на развитие мелкой и крупной моторики. Сегодня сотрудники АНО «АПЦ РАСсвет» поделятся опытом в этом направлении.

- На уроках адаптивной физкультуры мы используем различные задания для моторного развития, и каждое из них подбираем с учётом возраста ребёнка и его индивидуального уровня способностей на данный момент. Например, с 3-х летним Вадимом стояла задача обучить его двигаться с переменой траекторией движения и ориентируясь на высоту препятствий. В итоге Вадим научился без физической помощи взбираться и слезать с препятствий, видеть предметы, которые стоят на его пути и обходить их, теперь он с уверенностью ловит равновесие на узкой доске, - рассказывает Виктория Кузнецова, - фитнес-инструктор «РАСсвета».

В различных играх и упражнениях на развитие крупной моторики иметь хорошее чувство равновесия очень важно. Проверить, насколько оно сформировано поможет простой тест: нужно попросить ребенка закрыть глаза и посмотреть, сможет ли он неподвижно стоять с закрытыми глазами, не шатаясь и не падая. Задания на развитие равновесия также просты, для начала можно попробовать проводить ребенка по тонкой линии, чтобы он не наступал за ее границы. Более «продвинутый» уровень - балансировка на специальных качелях.

- С 7-летним Игорем мы используем упражнения для развития моторной имитации движений тренера. Используем весовое оборудование, чтобы ребёнку было проще ориентироваться в задаче, опираясь на собственные ощущения. Сейчас Игорь с лёгкостью имитирует боковой наклон с гимнастической палкой, сгибание и подъем рук с гантелями, хотя несколько месяцев назад тренеру приходилось удерживать руки Игоря на палке, чтобы он сжимал её как следует, - продолжает Виктория. - Другому воспитаннику Богдану нравятся сложно-моторные задания, содержащие несколько модификаций движений в одной серии. Ему мы с удовольствием предлагаем выполнять задачки из, так называемого, нейрофитнеса - такие упражнения комплексно влияют на развитие моторных способностей, а также хорошо прорабатывают сферу внимания, наблюдательности, координации и гибкости мышления.

Маршировка, игры в мяч, прыжки на батуте, езда на велосипеде, самокате, логоритмика, ползанье по туннелю, игры на имитацию движений животных, людей и техники («полетим, как самолет», «прыгаем, как зайчик», «крутим руль, как водитель»), шаги в коробку и из неё, произвольная полоса препятствий – вот что рекомендуют специалисты для работы с детьми с аутизмом. Все эти задания можно продумать и выполнить в домашних условиях или на обычной детской площадке.

Трудности с мелкой моторикой у детей выражаются не только в том, что им бывает трудно держать ручку в руке и писать буквы, но и в бытовых навыках, таких как чистка зубов, надевание одежды, удержание ложки и вилки и других, важных для самостоятельной жизни умений. Поэтому для развития навыков самообслуживания воспитанников «РАССвета» обучают застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, липучки и замки на молнии на одежде и обуви, завязывать шнурки, надевать носки, наливать воду в кружку из графина и бутылки (предварительно открыв крышечку), развешивать белье с помощью прищепок, кушать столовыми приборами и нарезать продукты ножом. Конечно, учат не всему сразу, а постепенно, в зависимости от возраста и развития навыков ребенка.

- Мы учим детей начальным навыкам кулинарии- чистить мандарины, бананы, и некоторые другие продукты: яйца, сосиски и т.п. Выбираем то, что нравится есть самому ребенку, чтобы продукт был для него мотивационным. Игорь, например, любит есть яйца. Научили его, что сначала нужно яйцом постучать по столу, потом отщипывать скорлупу по кусочкам. С 3-4-х лет уже можно учить ребенка мандарины чистить: взять его руку, пальчиком проделать дырку сверху в середине фрукта, и двумя пальцами захватить кожуру и тянуть ее вниз. Физическая подсказка – рука ребенка в руке взрослого сначала будет полной, потом частичной, и постепенно сойдет на нет. С бананами похожая ситуация, только верхушку надо отрезать ножом, т.к. отрывать ее даже взрослому бывает тяжело, а процесс чистки для ребенка изначально должен быть мотивационным и не сложным, - говорит Екатерина Никулина, куратор АНО «АПЦ РАСсвет».

Открывать и закрывать замки на молниях сотрудники центра советуют учить ребенка с 4-х лет, причем не за столом на одежде-тренажере, а в обычных бытовых условиях, опять же с полной физической подсказкой во время одевания сразу на себе, а не со стороны. Лучше выбирать для этого куртку с большим и прочным замком, чтобы маленьким пальчикам было удобно держать бегунок иди «собачку». Как только ребенок научится тянуть бегунок вверх до конца, наставнику нужно будет лишь помогать вставлять застежку в замочек, поддержка уже не должна быть полной. Со временем ребенок освоит этот навык целиком, нужно только набраться терпения.

- Завязыванию шнурков можно учить с 5-7 лет, в зависимости от физических возможностей ребенка, все-таки это сложное занятие. И здесь есть подводный камень: все люди по-разному это делают, нет единого алгоритма действий. Я прошу родителей ребенка показать, как они завязывают шнурки, исходя их этой модели, расписываю цепочку действий, которую мы будем с ребенком отрабатывать. Потому что этот навык чаще отрабатывается не с педагогом, а в кругу семьи. И еще один момент, дети с аутизмом легко привыкают выполнять какую-то инструкцию в одном и тоже месте. Но чтобы обобщить навык нужно научить ребенка выполнять его в разных условиях. Стулья и лавочки есть не во всех домах и учреждениях, поэтому я советую учить ребенка завязывать шнурки, сидя на корточках, - делится опытом Екатерина.

Всевозможные творческие, академические задания и навыки самозанятости также входят в понятие мелкой моторики. О том, как важна самозанятость для детей с аутизмом мы писали ранее: чтобы ребенок не зацикливался на стереотипном поведении, нужно найти ему развивающее занятие по душе и по способностям. Лепка из пластилина, теста, глины, сбор пазлов, конструктора, выкладывание мозаики, шнуровка с бусами, раскраски, наклейки и другие задания помогут детям развить координацию движений рук и глаз, ритмичность и гибкость.

- Воспитанница центра Тася освоила подходящий для ее возраста – девочке 11 лет, навык – складывать оригами. Из обычного альбомного листа она делает по образцу модели кошки, собаки, зайца. Это занятие включает в себе развитие моторики, визуального восприятия и навыка самозанятости. Можно подбирать задания, отталкиваясь от требований к норме: что-то, что должен уметь делать ребенок в свои годы. Конечно, делая скидку на физические возможности. Учить 15-летнего подростка складывать пирамидку не этично. Даже если он не умеет ее складывать, этот процесс ему будет не интересен и абсолютно не нужен - рассказывает Екатерина Никулина.

О развитии других необходимых навыков у детей с аутизмом читайте в рамках нашего информационного марафона при поддержке Фонда президентских грантов.

06.11.2020 | АВА-истории |