Иркутск, Байкальская ул., 234В/2

Устанавливаем руководящий контроль


фото

Что делать, если ребенок не хочет заниматься? Если ребенок не следует инструкциям и просьбам, капризничает, не слушается, ведет себя слишком активно или даже агрессивно. Такими способами он как-будто говорит: “Отстаньте! Я буду делать только то, что я хочу!”.

В таком случае необходимо в первую очередь работать над установлением руководящего контроля и формированием мотивации к сотрудничеству, которые служат базой для дальнейшего развития ребенка.

Если в сотрудничестве наблюдаются проблемы, не тащите ребенка за стол. Сначала подружитесь с ним и приходите за стол вместе!

📌 Руководящий контроль -​ это умение педагога управлять поведением ребенка путем осознанного и целенаправленного подкрепления желательного поведения и формирования мотивации​.

Роберт Шрамм (Robert Schramm, МА, ВСВА), один из ведущих специалистов в поведенческом анализе, предлагает пошаговый метод приобретения "Руководящего контроля"​. (из книги «Мотивация и подкрепление. Практическое применение методов прикладного анализа поведения и анализа вербального поведения (ABA/VB)»

1️⃣ Контроль над поощрениями.

Все вещи, которые любит ребенок должны контролироваться взрослым. Ребенок может получить то, что он хочет, выполняя простые инструкции взрослого. Чтобы ограничить доступ ребенка к мотивационным предметам, можно положить их на шкаф в прозрачную коробку, чтобы ребенок мог их видеть, но не мог достать.

2️⃣ Восприятие взрослого как поощрения. 

Покажите ребенку, что с вами весело! Сделайте деятельность ребенка еще более интересной, когда вы рядом, чтобы он захотел проводить с вами больше времени. И как только ребенок начнет воспринимать вас как человека, с которым весело и интересно, он будет готов сотрудничать.

3️⃣ Тщательный выбор инструкций и обращенной речи.

Каждое слово, с которым вы обращаетесь к ребенку, должно быть тщательно взвешенным. Если вы дали ребенку инструкцию, он должен сначала выполнить ее и только потом получить поощрение.  Но при этом вы можете помогать ребенку, не забывая постепенно убирать подсказки. Используйте четкие и конкретные инструкции, например: «сядь», «дай стакан», вместо «сядь, пожалуйста, на стул» и «можешь подать стакан?».

4️⃣ Использование мотивационных ситуаций для предъявления требований.

Предъявляйте ребенку легкие требования часто и подкрепляйте их выполнение. Ваше требование может быть любым относящимся к ситуации или полезным. Не используйте такие выражения как "Если ..., то ...". Ждите инициативы ребенка - и как только он её проявляет - попросите его сделать что-нибудь для вас.

5️⃣ Постепенное снижение частоты поощрений. 

На ранних этапах установления руководящего контроля поощряйте каждую верную реакцию ребенка. Ни одна верная реакция не должна остаться незамеченной. Позже постепенно можно переходить к переменному режиму подкрепления, то есть перейти от подкрепления каждой верной реакции к подкреплению выполнения каждой второй, третьей и даже четвертой инструкции.

6️⃣ Оценка предпочтений. 

У ребенка должен быть разнообразный список поощрений. Делайте записи о каждом предмете или действии, которое вызывает интерес ребенка. Записывайте, в каких ситуациях он предпочитает тот или иной предмет. Чередуйте поощрения, чтобы предотвратить потерю интереса у ребенка. Ищите новые поощрения каждый день.

7️⃣ Сокращение нежелательного поведения. 

Давайте ребенку такие инструкции, которым он захочет следовать. Но покажите, что игнорирование вашей инструкции или неприемлемое поведение не приведет к получению подкрепления. Убедитесь, что ребенок не получает НИКАКОЙ выгоды, когда избегает выполнения ваших требований.​

Проект "Сам себе помощник" реализуется при поддержке Благотворительного фонда «Вклад в будущее».

20.06.2023 | АВА-истории |