Иркутск, Байкальская ул., 234В/2

Как "случайно" научить ребенка просить?


фото

Метод спонтанного обучения в ABA-терапии основывается на использовании естественного интереса ребенка к окружающему миру и часто используется в комбинации с другими структурированными методами обучения.

Рассмотрим пример применения этого метода на практике.

Ребенок стоит у холодильника и ждет, когда вы достанете ему любимую "Агушу". Вы каждый день угощаете его, поэтому вы прекрасно знаете, что если он встал на кухне, то пришло время перекуса. Вы, как обычно, открываете дверку холодильника, достаете бутылочку, но вместо того, чтобы просто отдать ее ребенку, предлагаете ему попросить доступным ему способом: указательный жест, посмотреть на вас, попросить словом "а"\"агу"\"агуша"\"дай агушу" или с помощью карточки.

Что же делать, если ребенок еще не умеет просить и впадает в истерику, если ему не дать желаемое?

В первую очередь нужно выбрать коммуникативную реакцию, доступную ребенку, которую вы будете формировать. Начните с такой коммуникативной реакции, которую ребенку будет сделать быстро и не сложно.

Если ребенок не владеет указательным жестом, то стоит начать именно с него. Сформировать у ребенка просьбу указательным жестом можно с помощью полной физической подсказки. Например, спросить «что ты хочешь?» и пальчиком ребенка указать на желаемый предмет. После этого четко озвучить название предмета и быстро отдать его ребенку.

Когда указательный жест будет освоен (ребенок может попросить то, что хочет, просто показав пальчиком, без вырывания и истерик), можно начинать обучение конкретным просьбам - вокальным или с помощью карточек.

Если ребенок уже умеет повторять за вами слова или звуки и вы хотите обучить его вокальным просьбам - начинайте с элементарного для ребенка. А чтобы ребенок без напряга и с удовольствием повторял за вами, нужно работать над имитацией. О том как от имитации перейти к повторению слов читайте здесь

Что еще можно посоветовать родителям при обучении просьбам?

✅ Следовать естественным интересам ребенка

✅ Поддерживать активность и самостоятельность

✅ Предоставлять адекватные и не завышенные требования ребенку

✅ Использовать бытовые ситуации для коммуникативных реакций: игра, прогулка, прием пищи, просмотр мультиков, переодевание, туалет и т.д.

✅ Не настаивать, если у ребенка пропал интерес.

При обучении просьбам в естественной среде также очень важно вовремя убрать подсказку, ведь нам нужны самостоятельные реакции! Как можно это сделать рассказали в видео-ролике про Пашу.

Исходные данные: Паша умеет повторять трехсложные слова и обожает мыльные пузыри. Тем не менее, на первых занятиях мальчик предпочитал молчать и совершенно не демонстрировал просьбы у других людей.

Наладив контакт с Пашей, нам удалось "разговорить" его и уже спустя 4 минуты усиленного тренинга ребенок просил вокально поиграть с ним в мыльные пузыри. Этот же метод мы опробовали и на батуте, где удалось "вытащить" самостоятельные просьбы "прыгать", "полетели" и "шарик".

Желаем Паше удачи, ведь интенсив только начался, предстоит много работы!

07.02.2024 | АВА-истории |