Иркутск, Байкальская ул., 234В/2

Навыки, которые позволят ученику выйти в новую для него среду


фото

Социально-бытовые навыки помогают людям справляться с ежедневной рутиной и быть независимыми настолько, насколько это возможно.

Для детей с расстройствами аутистического спектра навыки самообслуживания могут быть вызовом, поскольку они часто имеют трудности с коммуникацией, социальным взаимодействием и общей координацией.

Не стоит полагать, что если ребенок в 3 года начал осваивать азбуку и цифры, то он так же ловко начнет чистить зубы или переодеваться. Развитие должно быть направлено на все сферы жизни, в том числе, и на развитие функциональных навыков:

✅ навыки, которые нужны каждый день

✅ навыки, которые ведут к самостоятельности

✅ навыки, которые полезны

✅ навыки, которые позволят ученику выйти в новую для него среду

Как узнать, насколько самостоятелен мой ребенок?

Существуют различные тестирования, направленные на выявление уровня развития в социально-бытовом ориентировании. Все они построены по принципу от простых задач к сложным, поэтому оценить навыки самостоятельности ребенка может абсолютно любой человек.

VB-MAPP - программа оценки навыков речи и социального взаимодействия для детей с аутизмом и другими нарушениями.

Мы прикрепили таблицу, по которой вы можете самостоятельно определить, какой уровень развития самостоятельности у вашего ребенка.

Навыки самообслуживания перечислены в удобной и понятной таблице и разбиты по возрастным нормам (до 4-х лет).

Несмотря на то, что навыки самообслуживания перечислены для ребят до 4-х лет, очень часто даже взрослые ребята, которые приходят к нам на занятия, имеют серьезные пробелы в тестировании. Поэтому мы восполняем базовые навыки, а уже потом переходим к более сложным задачам.

Так же существуют и другие инструменты оценки навыков ребенка.

ABLLS-R - позволяет сделать оценку начальных навыков ребенка, построить индивидуальный план обучения и отслеживать прогресс в обучении. В тестировании нет сравнения с возрастными нормами или типичным психическим развитием, поэтому тест можно проводить в любом возрасте, но чаще всего его используют для детей школьного возраста.

Блок социально-бытовых навыков включает в себя:

✅ 15 навыков одевания

✅ 10 навыков приема пищи (базовые навыки самообслуживания при приеме и приготовлении пищи)

✅ 7 базовых навыков ухода за внешностью и личной гигиены

✅ 10 навыков использования туалета (опрятность и использование туалета)

AFLS - оценка жизненно-функциональных навыков (система оценки может быть применима для постановки целей обучения детей, начиная с 5-6 лет, а особенно актуальна для подростков и взрослых с РАС).

Русскоязычный пакет протоколов представлен семью книгами:

1. AFLS: Руководство по проведению оценки

2. AFLS: Основы самообслуживания

3. AFLS: Быт

4. AFLS: Школа

5. AFLS: Участие в жизни общества

6. AFLS: Самостоятельная жизнь

7. AFLS: Трудоустройство и работа

Зачем проводить тестирование?

✅ Чтобы оценить навыки ребенка

✅ Чтобы определить приоритетные направления развития на данном этапе

✅ Чтобы отследить прогресс в развитии

Проект "Сам себе помощник" реализуется при поддержке Благотворительного фонда «Вклад в будущее».

15.12.2023 | АВА-истории |