Иркутск, Байкальская ул., 234В/2

Совместные игры


фото

Навыки общения и взаимодействия лучше всего дети осваивают в игровой форме, и неважно, будь то ребёнок с особенностями развития или без них - так утверждает психолог "РАСсвета" Анна Леонтьева. Мы подготовили интервью с Анной на тему совместных игр нейротипичных и нейроотличных детей.

- Сегодня у родителей детей с РАС, как правило, нет возможности выбирать компанию для совместного времяпровождения их детей с нейротипичными сверстниками. Где им искать товарищей по играм для ребёнка?

- Родителям нужно проявлять инициативу, искать компанию для ребёнка на детских площадках, в игровых комнатах, в спортивных секциях и творческих мастерских. Стараться сблизиться с родителями нейротипичных детей и устраивать семейные званные обеды, ужины, общие прогулки, отмечать вместе дни рождения детей.

Однако есть важный момент: перед тем, как заняться поиском компании для ребёнка с РАС, нужно снизить частоту проявлений его нежелательного поведения, поработать над руководящим контролем, сенсорным развитием, коммуникативными навыками (ребёнка минимум следует научить сообщать свои желания и понимать простые инструкции). Без предварительной большой подготовки дети с РАС не смогут наладить общение с другими детьми.

- Какие этапы подготовки дети с РАС проходят на занятиях психолога перед совместными играми с нейротипичными сверстниками?

- Сначала надо определить, какие игровые навыки пригодятся ребёнку и отработать их на индивидуальных занятиях.

Когда навыки отработаны (бросание и ловля мяча, к примеру, или собирание пазлов, конструктора), мы переходим к совместному времяпровождению двух детей: нейротипичного и нейроотличного.

Дети должны привыкнуть друг к другу, получать удовольствие от этих встреч. Для этого педагог предлагает занятия, которые помогут им сблизиться и будут одинаково интересны для обоих: катание на парных качелях, игрушечная железная дорога, прыжки на батуте и т.п.

Нужно поощрять и стимулировать общение детей не только во время занятия, но и до, после и в перерывах.

- Время совместного пребывания детей всегда фиксированно в рамках одного занятия или постепенно увеличивается по минутам?

- Постепенно увеличивается. Главное не давить, детям должно быть комфортно находится рядом друг с другом. Когда дети уже долгое время спокойно находятся вместе, мы переходим к обучению игре.

- Обучение происходит в рамках 3 блоков, не более 3 минут каждый. Причём, дети не должны даже догадываться, что их чему-то учат. Все происходит в игровой форме. Каждый блок посвящён разным видам деятельности, выбирать надо интерактивные занятия, интересные обоим детям и только те, которые уже знакомы ребёнку с РАС из предыдущих занятий.

- В какие игры можно сыграть детям вместе?

- Покатать машинки, построить для них из кубиков гараж, собрать пазлы, слепить что-то по образцу из пластилина, приготовить "еду" куклам, сыграть в съедобное - несъедобное, прятки, "море волнуется раз", "кошки-мышки", искать клад, играть в магазин, в настольные игры и т.д. Выбор большой.

- На что нужно обращать внимание во время обучения игре?

- Не разрешайте нейротипичному ребёнку выполнять задания за ребёнка с РАС. Если есть какой-то раздаточный материал для занятия, нужно привлекать детей, чтобы они передавали его друг другу. Всегда подкрепляйте детей за сотрудничество с педагогом и друг с другом.

Стоит также поощрять спонтанное поведение в игре над прописанным в сценарии. Если оно положительное, конечно. Чтобы дать место спонтанности, педагог не должен торопиться вмешиваться в игру с подсказками. При этом надо всегда иметь план Б, если игра вдруг остановилась или дело принимает опасный поворот.

Если ребёнок с РАС отбирает игрушки у сверстника, помогите ему вернуть их назад.

Сначала нужно отдавать предпочтение парным играм, позднее организовывать совместные игры с 3 - 4 и более детьми одновременно. Чтобы ребёнок с РАС мог узнать стиль игры разных детей.

Проект "Социальные навыки и альтернативная коммуникация как основа инклюзивного образования для детей с РАС" реализуется при поддержке Благотворительного фонда "Абсолют-Помощь".

27.12.2021 | АВА-истории |