Иркутск, Байкальская ул., 234В/2

Полезные занятия


фото

Есть три распространённых запроса от родителей детей с аутизмом, которые они предъявляют педагогам. Во-первых, научить ребенка говорить. Многие считают, что стоит их чаду заговорить, как все проблемы, связанные с расстройством аутистического спектра (РАС) закончатся. Во-вторых, убрать из поведения ребенка все его «странности», такие как стереотипные движения, истерики, вокализации. И, в-третьих, сделать ребенка максимально похожим на других нейротипичных детей: чтобы он обладал теми же знаниями и умениями, умел играть в коллективе и т.д. Разумеется, делается это из лучших побуждений и от недостатка информации. РАС – это то, что остается с человеком на всю жизнь, поэтому то, что действительно важно – научить ребенка функционировать в реальном мире, развивать свои возможности и сглаживать «острые углы». Можно научить малыша считать в уме, читать книжки и рассказывать наизусть стихи, но если при этом он не будет уметь самостоятельно кушать, ходить в туалет, просить о помощи, и выполнять другие базовые действия, грош цена его образованности.

Цели обучения должны быть индивидуальными и зависеть от возраста ребенка, его физической формы, ментальных особенностей, а также практической пользы от приобретения того или иного навыка. Перед тем, как составлять программу обучения, специалисты ава-терапии проводят оценку актуальных навыков ребенка и консультируются с его родителями на тему того, как можно качественно улучшить жизнь всей семьи с помощью занятий. В рамках информационного марафона на примере четырёхлетнего воспитанника «АПЦ РАСсвет» Саввы расскажем о том, как эффективна система ава-терапии.

- Этим летом Савва прошел курс интенсива в центре: занятия по ава-терапии с ним проходили ежедневно на протяжении месяца по 4 часа в день. Одним из запросов родителей ребенка было – самостоятельное надевание штанов без нежелательного поведения. Мальчик нервничал из-за того, что у него не получалось одеваться, и каждый выход из дома сопровождался истерикой. Во время интенсивных занятий был сформирован навык надевания и снимания штанов спокойно, т.е., не проявляя нежелательного поведения (крика, сползания со стула, нытья). Савва достиг больших успехов в этом навыке. Иногда ему ещё требуется небольшая помощь в натягивании брючины с резинкой на ногу, но в 80% случаев он справляется с поставленной целью самостоятельно, - комментирует Екатерина Никулина, куратор «АНЦ РАСсвет».

Для отработки и обобщения навыка родителям рекомендовали дома во время переодевания использовать стул по росту ребёнка, надевать штаны без резинки на концах брючин и как можно чаще тренировать данный навык. Например, во время сбора на прогулку и после нее, после сна снимать пижамные штаны и т.д.

- Была начата работа над навыком мытьё рук. Во время сбора данных выяснилось, что Савва не выполняет ни одного шага самостоятельно. Мы применили метод обучения формирование «цепочки поведения»: выстроили алгоритм действий и в одинаковой последовательности выполняли его. Шаг за шагом мальчик научился мыть руки, и кусковым мылом, и жидким. Для увеличения самостоятельности в навыках самообслуживания, таких как – мытьё рук, самостоятельное одевание, посещение туалета и т.д., мы рекомендовали убрать вербальные подсказки, заменив их физическими в нужных моментах, и постепенно убирая их с помощью временной задержки или снижения интенсивности (частичная физическая подсказка). Если Савва не может выполнить какой-то шаг самостоятельно, нельзя делать его вместо него, нужно сделать его рука в руку с помощью полной физической подсказки, - говорит Екатерина Никулина.

Когда у Саввы возникали затруднения в чем-то, например, падала из рук ложка, терялась любимая игрушка, мальчик кричал. Такая реакция в обществе неприемлема. Поэтому на занятиях его начали учить обращаться за помощью.

- Что бы сформировать запрос о помощи дается инструкция, которую ребёнок не может выполнить без посторонней помощи или задание, в котором он обычно испытывает затруднения. В момент, когда Савва затрудняется в выполнении задания или допускает ошибку, даётся подсказка «помоги». Как только Савваповторяет «помоги»– ему тут же оказывается помощь в выполнении задания, и подсказка постепенно убирается с помощью временной задержки, - рассказывает Екатерина Никулина.

Сегодня Савва просит о помощи, обращаясь адресно: к маме, папе, педагогу. Как результат – снизилось нежелательное поведение. Мальчику еще многому предстоит научиться, и каждый новый навык приблизит его к самостоятельной жизни.

23.10.2020 | Скорая помощь |